14:25
Методические рекомендации для педагогов д/о, старших вожатых и лидеров-активистов РДШ по подготовке и проведению мастер-класса

Мастер-класс предполагает двустороннее взаимодействие мастера и ученика. В этом его основа и главное отличие от других форм обучения. От семинара, тренинга и других форматов мастер-класс отличается обособленным, даже персональным подходом к каждому участнику. Мастер-класс невозможно уложить в жесткие нормы, поскольку эта форма предполагает интуитивный выбор способа подачи материала ведущим в зависимости от восприимчивости слушателей.

Основной принцип мастер-класса: я знаю, как нужно, и смогу научить вас. Человека, способного проводить мастер-классы, можно считать профессионалом высокого уровня.

            При подготовке к проведению мастер-класса необходимо продумать:

1. Название мастер-класса.

2. Цель и задачи.

3. Участники: количество, возраст.

4. Условия для проведения: место проведения, материалы, реквизит, оформление, оборудование, музыкальное сопровождение.

5. Время.

6. Этапы каждого мастер-класса.

Обязательно: приложения к каждому этапу (тексты вступительного слова, инструкций, упражнений, приёмов работы и т.п.- все подробно, что было использовано в процессе мастер-класса), проиллюстрированные фотографиями.

7. Подведение итогов. Анализ проведения мастер-классов.

8. Список литературы. Ссылки из Интернет-ресурсов.

Алгоритм подготовки мастер-класса.

1. Подумай, чему ты можешь научить других, какие грани своего таланта лучше представить на мастер-классе. Реши для себя, каким способом это лучше сделать.

2. Запиши мысли на бумаге: я могу научить…, свой мастер-класс я назову…, для кого я его проведу…, план проведения мастер-класса…, в организации мне помогут….

3. Найди единомышленников. Обязательно заручись поддержкой взрослого. Они помогут тебе в организации.

4. Собери и подготовь необходимую информацию к своему мастер-классу (интересные факты, историю, занимательные цифры и т.п.) изучи дополнительную литературу.

5. Напиши план-сценарий:

· поставь цели и задачи мастер-класса: образовательные, воспитательные, развивающие;

· поставь перед собой личные цели автора мастер- класса, опиши шаги к достижению этих целей;

· четко представь себе результат (конкретно, что именно должны знать или уметь по итогам участники мастер-класса, чему ты их хочешь научить), придумай название своему мастер-классу;

· опиши необходимый реквизит;

· продумай, для кого проведешь свой мастер-класс;

· продумай и запиши логику занятия, свою речь.

6. Подумай о помещении и его оформлении (расстановке мебели, информационных стендах), аппаратуре, музыкальном сопровождении, материалах для каждого участника. При необходимости подготовь слайд-презентацию, видео – сопровождение.

7. Подготовься к тому, что могут прийти больше или меньше участников, чем ты рассчитываешь, также они могут быть разного уровня подготовки по этой теме. Выясни это в начале мастер-класса и самых знающих ребят возьми в помощники.

8. Отрепетируй, при необходимости, отдельные моменты проведения мастер-класса.

9. Сделай рекламу мастер-классу.

Возможная модель проведения мастер-класса

Этапы

Содержание

Деятельность Мастера

Деятельность участников

1.Подготовительный этап- 5 минут

Цель мастер-класса, т.е. чему могут научиться участники, с чем конкретно каждый выйдет, где сможет это применить, где можно развить приобретённые знания и умения.

Необычное начало занятия. Мини-игра на активизацию участников. Приветствие участников, объявление темы мастер-класса.

Вопрос участникам: чему они хотят научиться?

Встраиваются в диалог проявляют активную позицию.

2. Основная часть- 15-20 минут

Передача опыта

Рассказывает и показывает свои «изюминки», комментирует свои действия.

Участники запоминают, записывают, повторяют за мастером. Выполняют задания под руководством мастера.

3.Практическая деятельность- 15-20 минут

Самостоятельное творчество учащихся

Отвечает на вопросы участников,

консультирует,

организует самостоятельную работу участников и управляет ею.

Индивидуальное создание задуманного

4. Заключительная часть- 5-10 минут

Подведение итогов, где каждый говорит, что нового он узнал, где может применить полученные знания.

Организует обмен мнениями и обсуждение авторских работ, дает оценку им, задает наводящие вопросы ,проводить творческое завершение мастер-класса.

Участвуют в диалоге по самооценке и самоанализу.

Советы по проведению:

1. Будь консультантом и советником, не стремись просто передать знания.

2. Придумывай творческие задания, используй не только свой опыт, но и опыт других.

3. Твори, создавай атмосферу доброжелательности.

4. Не оценивай работы участников мастер-класса официально, найди слова поощрения индивидуально каждому.

5. Овладевай дикцией. Это важно для будущего лидера!

6. Учись искусству общения.

7. Учитывай возрастные особенности группы, в которой будешь проводить мастер-класс.

Примерные вопросы для анализа:

1. Для чего ты проводишь мастер-класс?

2. Вспомним все моменты нашего дела. Что получилось интересно, оригинально, зрелищно?

3. Кто и как нам помогал? Чем нам полезна была эта помощь?

4. Что из задуманного у нас получилось, а что нет?

5. В чем причина наших неудач? Что позволило достичь успеха?

6. Что помогало в совместной работе, что мешало, и как этого можно было избежать? На сколько приятно было работать в группе и от чего это зависело?

7. Чем прошедшее событие оказалось полезным для каждого?

8. На что нужно обратить внимание при подготовке подобного дела в следующий раз?

 

(сост. – О. С. Зюбан, методист МУ ДО «Вейделевский

районный Дом детского творчества»)

 

Картинка 1
Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 249 | Добавил: ddt_vejd | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar