13:32
Современные информационные технологии в дополнительном образовании

Информационные технологии в дополнительном образовании открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения. Применение информационных технологий в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. Новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%.

Актуальность использования в дополнительном образовании Интернета – глобальной компьютерной сети с практически неограниченными возможностями сбора и хранения информации, ее передачи каждому пользователю индивидуально объясняется удобностью и экономией времени педагога. Интернет быстро нашел применение в науке и образовании. Первые шаги по внедрению Интернета в систему дополнительного образования показали его огромные возможности для ее развития.

Под средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) понимается программное обеспечение, позволяющие собирать, хранить, обрабатывать информацию, обеспечивать коммуникативные связи. Основными из них являются:

  1. Информационные - приложения, предоставляющие информацию в различных форматах (текст, звук, графика, видео), мультимедийные энциклопедии, ресурсы в сети Internet.
  2. Учебные (учебно-игровые) – программы и приложения, способствующие формированию различных навыков, умений (тренажеры, тестовые задачи, тренировочные серверы).
  3. Исследовательские - системы, позволяющие изучать окружающую среду, проверять на практике полученные знания (моделирование, обучающие игры, виртуальная реальность).
  4. Инструменты конструирования – сервисы, используемые для управления информацией, позволяющие реализовывать идеи, излагать и презентовать мысли (приложения в социальных сетях).
  5. Коммуникационные - приложения, обеспечивающие связь между учителем и учащимися или между учащимися в удаленном присутствии (в пространстве, времени) в классе (электронная почта, электронная видеосвязь и электронные форумы).
  6. Диагностические – приложения, обеспечивающиеся проведение оценки знаний, умений, навыков учащихся в режиме реального времени или отсрочено (приложения для создания диагностических материалов).
  7. Инструменты облачного хранения информации – сервисы для сбора и хранения различных данных, предоставляющие как средства поддержки коммуникации, так и офисные приложения, такие как электронная почта, электронные таблицы и пр.
  8. Расчетные – приложения, автоматизирующие вычислительные операции.

Определение и содержательное описание средств информационно-коммуникационных технологий позволяет определить принципы выбора и применения данных средств в дополнительном образовании:

а) Применение информационно-коммуникационных технологий на основе дидактических принципов:

- наглядности – обеспечение учащихся четкой, правдивой информацией, предпочтение инструментов, выполняющих конкретные функции, то есть любую четко определенную задачу за одну операцию;

- доступности – использование информации и средств, доступных возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, учитывающих особенности ведущей деятельности каждого возраста, интеграции информационно-образовательных ресурсов с традиционными формами и методами обучения (игра, беседа, работа над проектом);

- индивидуализации и дифференциации - обеспечение возможности индивидуального продвижения в освоении учебной информации с учетом интересов и мотивов учащихся;

- дополнительности – информация и методы работы с ней должны дополнять традиционные формы и методы преподавания.

б) Применение информационно-коммуникационных технологий на основе принципов гуманизации образования:

- обеспечение сотрудничества детей друг с другом, с другими субъектами образовательного процесса;

- вовлечение родителей в образовательный процесс;

- исключение возможности доступа к ИКТ как к вознаграждению;

- исключение навязывания информационно-коммуникационных технологий;

- исключение сцен насилия при использовании информационно-коммуникационных технологий.

в) Применение информационно-коммуникационных технологий на основе принципов безопасности, в том числе и психологической, здоровьесбережения:

- исключение возможности контроля инструментов ИКТ за ребенком - они не должны управлять действиями ребенка через программируемое обучение или через любой другой поведенческий алгоритм;

- интеграция ИКТ с другими видами деятельности – играми, моделированием, рисованием т.д., смена видов деятельности;

- четкое ограничение количества времени, проведенного ребенком за компьютером (другим техническим устройством), соответствующее его возрастным особенностям, состоянию здоровья.

Хочу отметить, что применение информационно-компьютерных технологий в учреждениях дополнительного образования имеет несколько важных факторов:

- способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;

- способствует повышению интереса детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми;

- способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности всего учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничеству родителей.

Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений;

ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

Компьютер способствует формированию у обучающихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий.

Таким образом, использование ИКТ позволяет вывести учреждение дополнительного образования на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество образования, соответствующее современным государственным образовательным стандартам.

 

Сост. - О. С. Зюбан, методист МУ ДО «Вейделевский

районный Дом детского творчества»

Картинка 1
Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 235 | Добавил: ddt_vejd | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar